20.10.15

Публикация № 36

Кудрин Forever.

Часть 6.

 

Читать часть 1 , 2 , 3,  4,  5

 

 

Села Суклея, Терновка, Ближний Хутор... составляют бендерско-тираспольскую агломерацию.

Автору-«краеведу» не мешало бы знать, что Тираспольско-Бендерскую агломерацию (именно так: с заглавных букв и в таком порядке), помимо Тирасполя, Бендер и упомянутых Суклеи, Терновки и Ближнего Хутора, составляют следующие населенные пункты: Слободзея, Парканы, Гиска, Протягайловка, Кицканы, Меренешты, Бычок, Карагаш, Нововладимировка,Чобручи, Варница, Хаджимус, Гура-Быкулуй, Фарладаны, Гербовцы, Копанка (последние шесть сел находятся под юрисдикцией РМ). Узнать это можно в течение 20-30 секунд.  

 

Следы пребывания первобытных племен имеются близ сел Ближний Хутор и Новая Андрияшевка. Курганы бронзового века вскрыты в окрестностях Суклеи, Паркан, Терновки и Ново-Котовска. По территории района кочуют киммерийские, а затем и скифские племена.

Следы племен имеются…, курганы вскрыты…, по территории района кочуют племена… Был я надысь на территории района: никто там не кочует. Мамой клянусь!  

 

Тут же: Попутно (попутно с кочующими племенами!) прослеживается тесная связь древних местных жителей с греческими колониями-полисами Тир и Никоний в низовьях Днестра.  

Тир – это такое место, где стреляют. А «греческая колония-полис» называлась Тира.

А с другими колониями-полисами там «попутно» ничего не прослеживается? С Ольвией, например? Не? Только с Тирой и Никонием? А чё?  

 

В эпоху расцвета Римской империи сюда пришли сарматские племена.

Не будем вдаваться в дискуссию насчет времени эпохи расцвета Римской империи. Скажем лишь, что Римская империя существовала с 27 года до н.э. по 476 год н.э. (мнения насчет времени ее «кончины» разнятся, но где-то так). Сарматы же «сюда пришли» в IV веке до н.э., то есть лет за триста до ВОЗНИКНОВЕНИЯ Римской империи.

«Как же так? А Спартак – 70-е годы до н.э.? А Пунические войны во II-III веках до н.э.?» Да, там много чего было. Только то был республиканский Рим, а не империя. Объяснять разницу между империей и республикой надо?  

 

Славянские племена тиверцев и уличей со своими укрепленными городищами здесь появляются в VI-IX веках.  

Знающие, в отличие от автора, люди говорят: тиверцы и уличи «появляются» здесь в VIII-XII веках. Ну да ладно: пару веков туда, пару веков сюда...  

 

Тут же: Уже тогда Днестр становится рубежной рекой между кочевыми степями и земледельческой культурой.  

Интересно, с какой стороны Днестра были «кочевые степи», а с какой «земледельческая культура»? Чем отличались «стороны Днестра» 1000 лет назад?  

 

В XVIII веке в левобережное Приднестровье стали активнее вселяться венгры и поляки из молдавского княжества.

В XVIII веке бОльшая половина левобережного Приднестровья принадлежала Польше. Но поляки в левобережное Приднестровье «вселялись», конечно же, не из Польши, а из молдавского княжества, где их, в отличие от Польши, было пруд пруди. Да?

 

В ходе первой русско-турецкой войны 1735-1739 года Российская империя рассматривает вопрос о присоединение междуречья Южного Буга и Днестра.

Ага, «первая русско-турецкая война 1735-1739 года». А войны между Россией и Турцией 1568-70, 1672-81, 1686-1700 и 1710-1711 годов? Они были нулевыми?  

 

Из тех, кто проявил верность в русско-турецкой войне, составили Черноморское казачье войско и отдали земли между Бугом и Днестром. При этом князь Потемкин получил титул «великого гетмана казаков».

Григорий Потемкин получил «при этом» титул великого гетмана Екатеринославского и Черноморского казачьих войск. 

 

Земли Черноморского казачьего войска (очень приблизительно отмечены розовым) и земли (отмечены красным), о которых автор ошибочно думает, что именно они были пожалованы Черноморскому казачьему войску: «Вдоль Днестра от Черного моря до села Терновка было основано 25 казачьих станиц», – пишет автор. 

Тут же: Вдоль Днестра от Черного моря до села Терновка было основано 25 казачьих станиц.  

25 казачьих станиц было основано не «от Черного моря до села Терновка», а на землях, пожалованных «войску верных козаков», а именно: между Днестром и Южным Бугом по берегу Черного моря (отсюда и название казачества – Черноморское).

Смотрим на карту: розовым отмечены земли «между Днестром и Бугом», на которых, действительно, было основано 25 казачьих станиц. Более интенсивным цветом отмечены земли «вдоль Днестра от Черного моря до села Терновка», на которых якобы (по мнения автора) были основаны эти 25 станиц. Разницу вижу не только я?  

Кстати, мне стало интересно: а сколько сейчас населенных пунктов расположено «вдоль Днестра от Черного моря до села Терновка»? Посчитал. Получилось 21. Из которых большую часть (13 штук) ну никак, ни по каким признакам нельзя отнести к казачьим станицам, основанным в описываемое время.  

 


Село Волонтировка и Слободзейский район на современной карте Молдовы. Отчетливо видно, что ни к Новороссии, ни к Приднестровью, ни к Черноморскому казачьему войску конца XVIII века Волонтировка никакого отношения не имеет.
Село Волонтировка и Слободзейский район на современной карте Молдовы. Отчетливо видно, что ни к Новороссии, ни к Приднестровью, ни к Черноморскому казачьему войску конца XVIII века Волонтировка никакого отношения не имеет.

Тут же: Таких казачьих сел вокруг немало, как пример станица Волонтировка в Молдове.  

Смотрим карту: во-первых, трудно отнести Волонтировку к числу сел «между Бугом и Днестром», потому что оно находится за Днестром. Равно как и сложно говорить о Волонтировке как о селе, которых «вокруг немало», рассказывая о Слободзейском районе: далековато как-то.

Во-вторых, Бессарабия, на территории которой находится Волонтировка, вошла в состав России только в 1812 году и к рассказам о Потемкине, умершем за двадцать лет до этого, не может иметь никакого отношения.

«Смешались в кучу кони, люди...» 

 

В 1863 году Слободзея – одно из самых больших поселений с двумя церквями. Постепенно село разделилось на две части: русскую и молдавскую.

Село всегда состояло из двух частей, а не «постепенно разделилось».  

 

В 1809 году встало новое здание Михайловской церкви, действующей и ныне.

Новое здание Михайловской церкви в Слободзее «встало» в 1804-м. Прямо на нем самом это написано (см. фотографию). Лишь бы ляпнуть. 

 


Дорогой «краевед»! Сия церковь в Слободзее построена в 1804 году, о чем на стене оной церкви по-русски написано большими чугунными литерами. В том числе, и для таких «краеведов».
Дорогой «краевед»! Сия церковь в Слободзее построена в 1804 году, о чем на стене оной церкви по-русски написано большими чугунными литерами. В том числе, и для таких «краеведов».

К весне 1918 года Украина и левобережное Приднестровье уже оккупировано по Брестскому миру австро-венгерскими войсками.  

Может, все-таки австро-германскими? 

 

Только в 1919 году укрепление Советской власти разделило Бессарабию по Днестру, хотя и в это время еще продолжаются многочисленные румыно-советские конфликты.

«Бессарабия, разделенная Днестром» – фишка автора. Одна из вершин его дремучего невежества, которую он с маниакальным упорством демонстрирует. Как эксгибиционист, честное слово.

«Многочисленные же румыно-советские конфликты», я думаю, заключались во взаимном показе сторонами дуль. Во всяком случае, ничего серьезнее этого, вроде как, и не было: ни Халхин-Гола своего, ни Хасана, ни чего попроще. А, нет, было: где-то здесь переходил границу Остап Бендер .  

 

Крестьянские волнения в южном Приднестровье в 1905-1907 гг. происходили, как и везде. Затем местный отклик на события Первой мировой войны с завершающими потрясениями Февральской и Октябрьской революций и последующей гражданской войной.

Какое емкое описание истории Слободзейского района первых двадцати лет ХХ века! Какой поистине блестящий пример пустой болтовни ни о чем! «Пердёж в лужу», – так мы определяли подобное занятие, будучи детьми.  

Позволю себе продолжить описание истории района в таком же духе.

Переход от военного коммунизма к новой экономической политике произошел, как и везде. Затем местный отклик на коллективизацию с завершающими потрясениями в виде раскулачивания и голодовки и последующей мировой войной.

Война в южном Приднестровье в 1941-1945 гг. произошла, как и везде, правда, со своими нюансами. Затем местный отклик на победу с завершающими потрясениями восстановления народного хозяйства и последующим первым полетом человека в космос.

Годы т.н. «застоя» в южном Приднестровье проходили, как и везде. Затем местный отклик на призывы к концентрации и специализации сельского хозяйства с завершающими потрясениями ускорения, перестройки и гласности и последующим развалом Советского Союза.

Ну! Чем я не «краевед»? Чем не путеводитель?  

 

Началась Всесоюзная комсомольская стройка Карагашской оросительной системы, попутно с которой построили Суклейскую оросительную систему. За это время из Тираспольского уезда был выделен Слободзейский район.  

«Попутно», говорит! Карагашская оросительная система была построена в 1936 году, а Суклейская – попутно! – в 1966-м.

За какое «это время» из уезда был выделен район? За время строительства систем? Нет, «чуть» раньше: в 1924 году.  

 

С 1941 по 1944 год территория района включена в состав жудеца Тираспол земли Транснистрии. Оккупация с массовыми репрессиями, разграблением и насильственной румынизацией сократила количество населения вдвое.

Что значит «земля Транснистрия»? Может, «губернаторство»?

С фронта не вернулось 5200 слободзейских мужиков. Наверное, «насильственная румынизация» на «сокращение количества населения» повлияла больше, если о ней автор говорит, а о потерях на фронте даже не упоминает.  

 

О Кицканском монастыре: Монастырь находится на Приднестровской земле, но подчиняется непосредственно Кишиневской метрополии.

Автор не видит разницы между мЕтрополией и мИтрополией, что характеризует его как «высокообразованного» человека.  

 

Большинство братии (монастыря) из Молдовы, а вот отец Паисий учился в Сергиевом Посаде.  

И что, поэтому отец Паисий не из Молдовы? Село Петруня Глодянского района, где родился архимандрит Паисий (Чекан), – не Молдова?  

 

Нямецкая лавра – ровесница Молдавского государства, основанная спустя восемь лет после признания независимости Молдовы в 1367 году.  

Что написано? Лавра основана спустя восемь лет после признания независимости Молдовы в 1367 году. То есть в 1375 году.

Как должно быть написано: лавра основана в 1367 году, через восемь лет после признания независимости Молдовы. То есть в 1367 году.   

 

В 1500 году Штефан Великий подарил Нямецкой лавре кицканские пограничные земли.  

Нямецкой лавре земли в Кицканах были подарены не Штефаном Великим, а Александром Добрым, и не в 1500, а в 1429 году. В остальном же – все точно, как всегда.   

 

В 2014 году монастырь отпраздновал свое 150-летие – первый юбилей монастыря на этой земле.

Надо понимать, 50-летие монастыря, 60-летие, 70-летие… праздновались не на этой земле? А на какой? На Мериканской?

 

Заповедник «Турецкий сад» на старом русле Днестра неподалеку от села Копанка. Автор убежден, что это русло и при турках было старым, а на берегах «нескольких стариц» был разбит «роскошный сад». Писатель! Создает параллельную реальность. 
Заповедник «Турецкий сад» на старом русле Днестра неподалеку от села Копанка. Автор убежден, что это русло и при турках было старым, а на берегах «нескольких стариц» был разбит «роскошный сад». Писатель! Создает параллельную реальность. 

Погибшая достопримечательность (о заповеднике «Турецкий сад» под селом Копанка). «Турецкий сад» исчез так давно, что многие и не верят в то, что он когда-то был... Вместо «Турецкого сада» остался «Турецкий лес», где много ландышей по весне, где чудесная рыбалка и фото у многолетнего, опутанного цепями дуба, говорят, что ему не менее 300 лет. Сад под Копанкой был заложен вдоль старого русла Днестра, где более четырехсот лет назад возникла эта природоохранная зона... Несколько стариц составляли цепочку водоемов, на берегах которых и был разбит роскошный сад... Под Копанкой сад погиб вместе с уходом турок с этой земли. Но что-то еще оставалось, пока само старое русло Днестра не превратилось в болото. Только некоторое время сохранялась природоохранная зона.

Автор привычно невменяем. Конечно, никакого сада на «берегах нескольких стариц» турки не закладывали. «Турецкий сад» и сейчас лес, и 400                                                                                            лет назад был лесом.  

Я о другом. О «нескольких старицах». До 1838 года у Копанки никаких «стариц» не было, т.к. здесь протекал Днестр. Самый настоящий Днестр. В 1838 году в Карпатах произошло сильное землетрясение, в результате которого в земной коре сдвинулись какие-то плиты, и Днестр поменял свое русло, оставив на месте своего бывшего протекания старое русло, называемое ныне Старый Днестр. За последние лет двадцать Старый Днестр пересох, оставив в память о себе цепочку разрозненных водоемов, о которых автор и говорит: «несколько стариц», наивно полагая, что они были и при турках. О возникновении Старого Днестра, о землетрясении, о сдвиге плит столько писано-переписано докладов, рефератов и диссертаций! Но автор этого знать не хочет и продолжает с безумным видом бормотать что-то о мифическом роскошном саде на берегах «нескольких стариц». 

 

В конце XVIII – начале XIX века... период, известный в болгарской литературе как «турецкое рабство».

Период, известный не только «в болгарской литературе» как «турецкое рабство», продолжался чуть дольше: с 1396 по 1878 год. Лет на 400 дольше.

Автор неимоверен: о чем ни скажет – все «мимо кассы», все «в лужу». 

 

В Парканах имелась самая большая в Бессарабии тутовая роща... Парканы стали базой развития шелководства не только в Бессарабии...  

Автор на своем привычном обосраном (приношу извинения: другого слова подобрать невозможно) коньке: «Приднестровье – часть Бессарабии».

«В Парканах имелась самая большая в Бессарабии тутовая роща... Парканы стали базой развития шелководства в Бессарабии». Где находятся Парканы, намекает автор? В Бессарабии!

«Образование города Григориополь было стратегическим планом России на создание в Бессарабии торговых центров». Где находится Григориополь? В Бессарабии!

«В 1919 году укрепление Советской власти разделило Бессарабию по Днестру». Что из себя представляет левобережье Днестра? Правильно, часть Бессарабии!

А что твердят наши «друзья» из-за Днестра? «Приднестровье – неотъемлемая часть Молдовы».

И «краевед» с левого берега, подпрыгивая и поскуливая: «Yes, yes! Мы всегда были Бессарабией! Мы бессарабцы! Нас Советская власть в 1919 году разделила с братьями!»

Молодец! Выдать «краеведу» ящик печенья и бочку варенья!   

 

Стараниями губернатора Новороссии герцога де Решилье...

Генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии звали Арман Эммануэль София-Септимани де Виньеро дю Плесси, граф де Шинон, 5-й герцог Ришельё, или, на русский манер, Эммануил Осипович де Ришелье.

РИшЕльё, РИшЕлье... Но не РЕшИлье!  

 

Участники съезда (первый съезд депутатов всех уровней) признали целесообразным образование Приднестровской еще Автономной Советской Социалистической Республики в составе Молдавской ССР.

Республика тогда называлась не «Приднестровская еще Автономная…», а «Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая» – ПМССР.  

 

А через три месяца, уже на втором съезде, проходившем уже в Тирасполе, была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика.  

Была провозглашена не Приднестровская Молдавская Республика, а ПМССР (см. выше). Через год с лишним ПМССР переименовали в ПМР. 

 

Автор пишет: «...на втором съезде ... была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика».  

Читаем п.1 Постановления Съезда. Почти то же самое: Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика.  Надо ли объяснять разницу между советской социалистической республикой с одной стороны и не советской и не социалистической – с другой?  

Такое? Нет, ну что вы! Говорят же вам: в Парканах тепличное хозяйство крупнейшее! И полностью «компьютизировано»! Полностью! КомпьюТИЗИровано!  
Такое? Нет, ну что вы! Говорят же вам: в Парканах тепличное хозяйство крупнейшее! И полностью «компьютизировано»! Полностью! КомпьюТИЗИровано!  

О Парканах: Крупнейшее в Европе тепличное хозяйство полностью компьютизировало выращивание овощей.

«Крупнейшее в Европе полностью компьютизированное (!) тепличное хозяйство». В Парканах. Прикольно.

Справка: «Парканский теплично-овощной комбинат состоит из двух блоков защищённого грунта – отапливаемого и не отапливаемого, по 3 га каждый».

Первое попавшееся в Интернете тепличное хозяйство ОАО «Дорорс» (гор. Минск): «Под разными культурами занято 34,5 га тепличных площадей». Второе: агрокомплекс «Южный» в Карачаево-Черкессии – 144 га теплиц. Больше я уж искать и не стал.

«КомпьюТИЗИровало»... 

 

Село между двумя городами не потеряло своего национального облика и продолжает оставаться самым большим болгарским поселением в ПМР.

Интересно было бы узнать названия других болгарских поселений в ПМР, пусть и помельче размером.

Да, у Паркан есть такой титул «самое большое поселение болгар», но только не в ПМР, а за пределами Болгарии. Парканы – самое большое болгарское поселение в МИРЕ за пределами Болгарии. А в ПМР, кроме Паркан, болгарских поселений нет, так что и сравнивать не с чем.

Но «краевед» не в курсе. 

 

Когда в Парканах строили церковь, точную копию бендерского Преображенского собора, «Дядо Инзов», как называли болгары попечителя иностранных поселенцев юга России, выделил на окончание строительства 25000 рублей.

Автор утверждает, что Свято-Михайловская церковь, действовавшая в Парканах с 1826 года и взорванная в 1960-м, представляла собой «точную копию бендерского Преображенского собора». Так ли это, позволяют судить фотографии: чем-то храмы, конечно, похожи, но так, чтобы копия, да еще «точная»... 

Свято-Михайловская церковь в Парканах (слева) и Преображенский собор в Бендерах. Автор говорит: точная копия. Шутит, наверное.
Свято-Михайловская церковь в Парканах (слева) и Преображенский собор в Бендерах. Автор говорит: точная копия. Шутит, наверное.

Многие ли знают о том, что, наверное, древнейшим поселением ПМР является село Чобручи.

Ну конечно! Конечно! Ведь первое упоминание Чобруч относится к 1573 году. А 1408 год (первое упоминание Бендер), 1402 год (Рашково), 1527 год (Кицкан) – это ведь гораздо позже 1573 года.  

Нет, но каков зубодробительный апломб! «Многие ли знают?» А я вот, дескать, знаю!   

 

О названии села Чобручи: По другой версии название возникло от славянского слова обручи... А во время наводнения село опоясывалось водой, как обручем.

Т.е. «во время наводнения вода опоясывала» Чобручи? Чтобы понять, насколько нелепо это утверждение, достаточно хоть раз побывать в Чобручах.  

А как автору версия со славянским словом «ёбручи»? (Понимаю: хулиганство. Но удержаться ж нет никаких сил!) 

«Краевед» называет Днестровский лиман Черного моря устьем Днестра. Показываем настоящее устье – место впадения Днестра в лиман. 
«Краевед» называет Днестровский лиман Черного моря устьем Днестра. Показываем настоящее устье – место впадения Днестра в лиман. 

Вблизи Чобруч река разделяется на два рукава: западный – основной, и восточный – Турунчук... Оба рукава соединяются на территории Украины в 20 километрах от устья реки – Днестровского лимана.  

Днестровский лиман не является устьем Днестра. Устье Днестра – это место его впадения в Днестровский лиман. Но, видимо, для нашего «краеведа» это просто непостижимо. 

 

Гидрологические исследования говорят о том, что еще в 1806 году знали о прорыве Днестра вблизи урочища Турунчук.     Гидроло́гия – наука, изучающая природные воды. То есть, по мнению автора, изучение природных вод показало, что кто-то что-то знал. Может, исторические исследования «показали», может, изучение архивных материалов, изучение фольклора, рассказы старожилов, наконец? Нет, имянно гидрологические исследования. Имянно!  

 

… весной 1918 года Днестр стал границей между Румынией и РСФСР…  

Граница между Румынией и РСФСР по Днестру весной 1918 года… Абзац!

В январе 1918 года было провозглашено независимое государство Украинская Народная Республика. Каким образом весной 1918 года Днестр мог стать границей между Румынией и РОССИЙСКОЙ Советской Федеративной Социалистической Республикой? Смотрим карту. Удивляемся.  

Карта Украинской Народной Республики 1918 года. Овалами отмечены слова «Румунiя» и «Москали». Весной 1918 года от Днестра до территории РСФСР было несколько сотен километров. Как, собственно, и сейчас до Российской Федерации. Конечно, у России длинные руки, но не настолько, чтобы устанавливать свои границы за сотни километров от своей территории. 

 

О месте разделения Днестра на основное русло и рукав Турунчук у села Чобручи: В устье Турунчука настоящие бурные незамерзающие пороги.

Наш «краевед» полагает, что рядом с Чобручами находится устье Турунчука. Аргументы, что, дескать, устье – это место впадения водного потока в море, озеро или другую реку, а место, где начинается водный поток, называется истоком, и что именно исток Турунчука находится у Чобруч, автор упорно игнорирует.

Вообще-то, этим прописным истинам нас учили где-то в пятом-шестом классе средней школы. Но наш «краевед» этот урок, наверное, цинично прогулял, а за последующие годы пробел в своих хилых знаниях не заполнил.

С понятием «устье» (как, впрочем, и с многими другими понятиями) у нашего «краеведа» вообще какая-то паника: так, устьем Турунчука он называет его исток.

Похоже, благодарным читателям следует скинуться не только на учебник по истории для автора, но и на учебник по физической географии за 6-й, если не ошибаюсь, класс. Ну и, конечно, на пособия по орфографии и синтаксису: что мог, в предлагаемых цитатах я исправил, однако, читателя непосредственно «книги» ждут приятные моменты, когда он ощутит себя «асгардом перед джизаком» писательского «мастерства» автора. 

 

Об истории Днестровска: В конце XVIII века огромные площади пустующих земель Дикого поля надо было обживать. Это и была часть сегодня почти забытого бескрайнего российского фронтира (зоны освоения), начинающего от Воронежской области и существующего почти три века.  

Фронтир – понятие, обозначающее эпоху освоения свободных земель на Западе США. На Западе США, а не на западе России! Но, видимо, импортное слово автору шибко понравилось, и он использует его к месту и не к месту.


«Много позже», уверяет автор, понятие Дикий Запад перенесли из российского «фронтира» на гораздо «меньший» по размерам фронтир США (территория от реки Миссисипи до побережья Тихого океана плюс, конечно, Аляска).

Меньший? Даже «гораздо меньший»? Беспристрастная контурная карта для учеников 6-го класса даст нам возможность оценить степень глубины т.н. топографического кретинизма автора. 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в пос. Лиманское. 12 февраля 2013 г. «Еще не так давно», рассказывает наш «краевед», о руинах этой церкви «говорили». А теперь, рассказывает наш «краевед», не то, что руин – памяти о них, и той не осталось: с недавних пор не говорят даже...

Тут же: По всей площади зоны освоения вместе со свободой скрывалась окрайная крамола, из-за чего ее иногда называли Диким западом. Название, которое много позже перенесли на другой материк, на гораздо меньший фронтир США, или Дикий запад Америки, существующий менее ста лет.  

Вот откуда взялось в Северной Америке понятие Дикий Запад! Из России! Можно даже смело сказать – из Приднестровья! Всё, собаки, тырят, даже такие исконно русские понятия, как Дикий Запад!  

«Дикий Запад Америки, существующий менее ста лет», говорит «краевед». А что говорят на этот счет люди умные: «Освоение Дикого Запада – это исторический период между Гражданской войной в США и 1890 годом». То есть между 1865 и 1890 годами. 125 лет назад Запад США перестал быть Диким. Автор же полагает, что американский Дикий Запад существует до сих пор: «существующий менее ста лет».  

И насчет «гораздо меньшего» фронтира США: смотрим карту, сравниваем. Мне лично кажется, что он чуть поболее российского «фронтира». Нет? 

 

О немецких колониях начала XIX века: Ближайшее из них к Днестровску небольшое село Зельц, позже переименованное в Лиманское на берегу Кучурганского лимана. В настоящее время от немецких колонистов ничего не осталось, хотя еще не так давно говорили (!) о руинах католической церкви.

А теперь не говорят. Не так давно «говорили», а теперь замолчали. Стерлись руины католической церкви уже даже из памяти, намекает «краевед». Смотрим на фотографию 2013 года: стершиеся, по уверениям автора, из памяти местного населения руины католической церкви Успения Пресвятой Богородицы в Лиманском, бывшем Зельце.

Ну, а какое отношение Лиманское, оно же Зельц, имеет к Приднестровью вообще и к Днестровску, в частности? Ровно никакого, т.к. расположено оно на территории совсем другого государства – Украины. Но писать-то автору о чем-то надо. О немецких колониях на территории Слободзейского района он тупо не в курсе, вот и приплел Зельц из другой страны.  


«Небольшое село Зельц», говорит «краевед». Так, сельцо, деревенька.
«Небольшое село Зельц», говорит «краевед». Так, сельцо, деревенька.

… труба 5-ой очереди Молдавской ГРЭС высотой 330 метров видна уже из Первомайска (10-12 км). Она на 10 метров выше Эйфелевой башни.  

Труба 5-й очереди, как и три другие трубы МГРЭС, поменьше высотой, вполне видны из Тирасполя и даже из-за Бендер (40-50 км). Сам видел стопятьсот раз. Ну, вот хоть такую крошечную фигнюшечку можно написать верно?

Высота Эйфелевой башни 300,65 м; с новой антенной 324 м. Где здесь разница в 10 метров с 330 м?   

 

В 2005 году МГРЭС была приватизирована.

МГРЭС была приватизирована в 2003 году: см. Указ Президента ПМР №558 от 1 декабря 2003 года.

 

Сначала, говорит автор, все дороги в Днестровске заасфальтировали «и только после этого» стали строить многоэтажные дома «для строителей и персонала станции».

В чем заключается смысл этих небылиц? Мы все искренне ценим трудовой подвиг первостроителей ГРЭС. Но зачем же дешевыми баснями ставить под сомнение его реальность? Раз это – выдумка, то и остальное тоже вранье?  

 

Комплекс отдыха «Сафьяны» в городе Беляевка, который автор выдает за какую-то  мифическую «Базу рыбака на Турунчуке» в окрестностях приднестровского города  Днестровск.  Думается, свою следующую «книгу» наш «краевед» будет иллюстрировать карточками с Лазурного Берега или, на крайняк, с Майами-Бич. 

О строительстве Днестровска: Вначале появились в поле палатки, в которых жили строители, потом разметили и асфальтировали дороги… и только после этого началось строительство жилых многоэтажных домов для строителей и персонала станции. Местные жители отчетливо представляли, сколько здесь будет грязи во время дождей.

Смотрим фотокарточку: город Днестровск, 1964 год. А что это там на дальнем плане? Уж не «жилые ли многоэтажные дома», которые начали строить только, по утверждению автора, после асфальтирования дорог? 

 

О рыбалке на Кучурганском лимане: Первые соревнования по подводной охоте проводились еще в 1997 году, а потом повторялись в 2001 году и позже под названиями: «Фестиваль Карась», или «Серебряный карась 2010 года на Кучурганском лимане». Рыбаков, желающих получить приз – «Серебряного карася» – находится немало. Здесь же можно приобрести снаряжение для подводной охоты, дайвинга и подводной съемки.

Все это любопытно, но только ни к Днестровску, ни к ПМР не имеет никакого отношения: все эти «караси» и дайвинги проводятся на другом, украинском, берегу лимана, в совершенно другой стране. 

 

Подпись под фотографией: «База рыбака на Турунчуке».

Из той же серии: абы о чем. Напомню: «книга» называется «Знакомьтесь, Приднестровье». Так вот, повествуя о Приднестровье, автор иллюстрирует свой рассказ этой фотографией, на которой изображен комплекс отдыха «Сафьяны» в городе Беляевка Одесской области, Украина. Т.е. автор сознательно вводит в заблуждение потенциального пользователя его «путеводителя». Впрочем, нам к этому уже не привыкать. 

 


О происхождении названия села Незавертайловка: …после упразднения Запорожской сечи запорожцы разбрелись в разные стороны по всему Дикому полю. Часть из них добралась до того места, где возникнет Незавертайловка, но из-за разлива Днестра они не смогли продолжить свой путь дальше и вынуждены были «завернуться» – повернуть назад. Возможно, так и было. Тем более, что первую хату в плавнях на берегу Турунчука и построил сам атаман запорожских казаков Миколча.

«Вынуждены были завернуться, поэтому село назвали Незавертайловка». Железная логика!

Судя по всему, о «самом атамане запорожских казаков Миколче» знает один лишь автор. В известном списке всех кошевых атаманов Сечи его нет, а всезнающий интернет на запрос о нем упорно исправляет «Миколчу» на «Миколу». Так, подлый, нагло и пишет: «Исправлена опечатка».

Но, допустим, был какой-то Миколча, пусть и не атаман. Но он был сумасшедшим: никакой нормальный человек не будет строить хату в плавнях. Это сейчас дамбы вдоль реки и плотины гидроэлектростанций как-то обуздывают Днестр, а до исторического материализма плавни ежегодно заливались водой слоем в несколько метров. О комарах, пиявках и прочих атрибутах и вспоминать неохота.  

 

О Кучурганском лимане: Лиман наполняется речкой Кучурган, которая впадает в него с севера и ее вода используется для охлаждения агрегатов. И уходит через шлюз в южный или Теплый канал в Днестр.

Смотрим вместе на фотографию из космоса: уходит ли, как утверждает автор, вода из ГРЭС «через шлюз в южный или Теплый канал в Днестр», или это всё его, автора, горячечные фантазии, порожденные отсутствием даже приблизительных знаний о предмете повествования? Мне кажется, что фантазии.

И то сказать, откуда правдивой информации взяться, если наш «краевед» и края-то толком не видел? 

Вода из Кучурганского лимана, бредит автор, охладив агрегаты ГРЭС, уходит «через шлюз в Южный или Теплый канал в Днестр» («вода уходит в канал в Днестр» отнесем на счет великолепного владения автором русским языком).  Можно только показать, как есть на самом деле: ГРЭС – Южный канал – лиман – шлюз – Шлюзовой канал – и дальше в Турунчук и Днестр.

Но, между нами, на самом деле, все совсем не так: как правило, через шлюз вода в лиман закачивается из Днестра, т.к. у Кучургана одно название, что речка, а на самом деле – хилый пересыхающий ручеек. 

О бюсте Карла Маркса в Незавертайловке: Он стоит перед зданием, которое функционально менялось несколько раз. Вначале это была церковь, известная на всю округу, но во время антирелигиозной борьбы церковь превратили в кинотеатр (кинотеатр! в селе!). Затем здание заняло правление колхоза имени К. Маркса. И чтобы православные, проходя мимо, привычно не били, перекрестившись, поклоны, установили солидный бюст Карла Маркса.

И как бюст Карла Маркса мог помешать православным, проходящим мимо, бить, перекрестившись, поклоны? Они его стыдились, что ли? Или брезговали?  

 

О другом бюсте: Он установлен четырежды Герою Советского Союза полководцу Георгию Константиновичу Жукову. Возможно, что этот бюст был установлен в честь посещения Незавертайловки Жуковым, когда маршал, находясь в опале, командовал Одесским военным округом в 1946-48 годах. Тогда Незавертайловка территориально входила в этот округ. Другого объяснения появления бюста маршалу Победы в Незавертайловке никто не представил. И факт присутствия Жукова в Незавертайловке никто не объяснил. Командующий мог приехать и на хорошую рыбалку.

Да я сам фигею! Что хотят, то и творят! В Суклее стоит памятник Свердлову, а факт присутствия Свердлова в Суклее «никто не объяснил». В Тирасполе стоит памятник Ленину, и не один, а факт присутствия Ленина в Тирасполе «никто не объяснил». Бюст Гагарина, опять же, в Тирасполе… Екатерины Второй… Хотя, в принципе, они могли приезжать на хорошую рыбалку. А как еще объяснить? Никак.  

А то, что люди просто из уважения к великому полководцу могли бюст поставить, в голову не приходит? А то, что генерал Жуков командовал советскими войсками при освобождении Бессарабии от румын в 1940 году, и здесь, в районе Незавертайловки, форсировал Днестр 7-й стрелковый корпус? Не? Рыбалка – да, сурьезный повод устанавливать бюст. 

«Треугольный», говорит автор, остров. Называется Турунчук. Треугольный.

По-видимому, автор в школе сачковал не только с уроков истории, географии, русского языка, но и с геометрии. Зато по художественному свисту у него всегда была твердейшая «пятерка».

Весь покрытый зеленью, абсолютно весь, остров треугольный в Приднестровье есть, треугольный остров в Приднестровье есть, весь покрытый зеленью, абсолютно весь.

Плюс сотни «видеоклипов» в Интернете, начиная с 1940-х годов, Google вам в помощь. 

К селу прилежит равнинный треугольный остров Турунчук, омываемый Днестром с одной стороны и речкой Турунчук с другой. Северная ухоженная часть острова принадлежит Приднестровью, а южная входит в состав Украины и представляет собой огромное болото.  

Последний абзац «путеводителя» и – конфетка, феерическая, запредельная дурость! Оторопело смотрим на «треугольный остров».  

Ну, ладно, не хочешь ты ездить по стране: лень. Но хоть на карту географическую можно потратиться, если Google Maps непосилен для разумения? 

 

 

Нет, абзац с «треугольным островом» не последний. Оказывается, дальше еще о государственных символах ПМР. В самом последнем абзаце автор пишет о гимне. Как можно накосячить, рассказывая о гимне? Легко! Автор в который уже раз являет яркий пример того, как можно на ровном, совершенно гладком месте найти кучу навоза и с разбегу самозабвенно вляпаться в нее.  

Поясню. В 1943 году был завершен конкурс на написание гимна Советского Союза. Среди участников конкурса был композитор Борис Александров со своей песней «Да здравствует наша держава», написанной в 1942 году под впечатлением разгрома немецких войск под Москвой. В конкурсе победил отец Бориса Александрова А.В. Александров, но музыка пригодилась, став через полвека гимном ПМР.

Всё очень просто, всё всем известно. Что же пишет наш «краевед» по этому поводу? «Слова и музыка была написана за два года до основания республики в 1990 году»?  

Откуда автор черпает подобную чепуху? Как он умудряется из множества всевозможных источников выбирать самые отстойные? Да и можем ли мы представить себе источник, «сообщающий», к при-меру, что Б.А. Александров написал музыку гимна ПМР в 1988 году? Нет, скорее всего, это спонтанное, как метеоризм, «творчество» самого автора. Как и все эти его байки, из которых и состоит т.н. «путеводитель». 

 

Наверное, мы все же слишком строги к нашему «краеведу». «Источники» есть. Но по причине своего дремучего невежества «краевед» просто не способен оценить степень их тухлости. Вот пример со страницы «краеведа» в «Одноклассниках»: 


Класс!
Класс!

 

Что мы видим? «Владимир Кудрин считает это классным»!

Владимир Кудрин где-то надыбал в Сети «оригинальную карту с американской (!!!) библиотеки university of Texas 1360 года», разместил ее на своей странице и считает ее «классной». А образования и ума катастрофически не хватает, чтобы сообразить, что эта карта настолько же «оригинальна», насколько он сам – краевед.

Ума не хватает на то, чтобы понять: на «оригинальной карте 1360 года» не могут быть отмечены города Кишинев (год первого упоминания 1436), Бельцы (1421), Резина (1495), Тигина (1408), Измаил (1542), Ботошаны (1493), Сучава (1388), Яссы (1498), Галац (1445), Очаков (год основания 1492), Кодыма (1754), Балта (1797), Бирзула (1779), Тирасполь (1792), Одесса (1794).

И уж тем более ума не достает, чтобы понять, что старые карты слегка отличались от карт современных. Вот какой картография была в XVIII веке (через четыре сотни лет после «1360 года»): 

Фрагмент карты XVIII века. Почему XVIII? А в названии карты упомянута Белгородская губерния, существовавшая в 1727-1779 годах. Кудрин! Таким был уровень картографии в 18-м веке. Представьте себе уровень 14-го века! Да, и обратите внимание на отсутствие на карте Одессы и Тирасполя: не было их тогда.

Да, так вот Кудрин считает надыбанную им где-то на помойке Интернета «оригинальную карту 1360 года» «классной» и призывает к этому посетителей его страницы. Думаю, в своей будущей «книге» Кудрин ее непременно использует. Ума-то нет.

 

 

Эпилог

Один умный человек, пролистав «нетленный труд» нашего «краеведа», выразился в том смысле, что здесь каждое слово неправильно. Мне кажется это некоторым простительным полемическим преувеличением: не каждое слово, а через одно-два.

Страница «неоценимого пособия», по которой можно судить о плотности «неоценимых» же сведений на единицу площади.
Страница «неоценимого пособия», по которой можно судить о плотности «неоценимых» же сведений на единицу площади.

«Печально я гляжу на наше поколенье.» Точнее, не на наше, а на то, которое помоложе, которому предлагается для употребления внутрь подобная мякина. Это ж какая коровья кака может образоваться в головах наших детей, которым с гиканием скармливают эту отраву, и у которых еще не выработан иммунитет на такой продукт!  

Почему «с гиканием»? Вот некоторые восторженные отклики приднестровских СМИ по поводу «1-го издания путеводителя», еще не исправленного и не переработанного:  

«...в своей книге автор выделил наиболее интересные исторические факты (!)»,

«...открывает совершенно новые страницы истории (!) Приднестровья»,

«...будет полезно местным жителям, интересующимся историей и достопримечательностями (!) края»,

«...впервые за историю Приднестровья в одной книге собраны все (!!!) факты о нашей республике»,  «...тщательная и серьёзная исследовательская (!) работа»,

«...собраны только достоверные (!) исторические факты»,

«...в каждой школьной библиотеке должна быть (!) эта книга как серьёзное историческое пособие»,  «...автор планирует переиздать (!) книгу».  

«Если Бога нет, всё позволено»? Нет, Бога, может, и нет, но позволено не всё: «Теперь дозвольте пару слов без протокола: чему нас учит семья и школа? Что жизнь сама таких накажет строго. Тут мы согласны...» 

Крылов Иван Андреевич. Тоже, как и наш автор, литератор. Правда, не член Союза писателей, так – литератор-любитель.
Крылов Иван Андреевич. Тоже, как и наш автор, литератор. Правда, не член Союза писателей, так – литератор-любитель.

В заключение хотелось бы вернуться в самое начало «уникального издания» и «неоценимого источника» – к авторскому предисловию:

Подобный документ (имеется в виду «книга») создан впервые. Пришло время генерировать (генератор, тттвою дивизию!) то, что объединяет данную территорию в одно целое понятие. Высока ответственность за такое дело, но не боюсь ошибиться – добрый читатель простит, ведь я работаю, а не критикую; недобрый – ... Я создаю, когда другие, только говорят. И потому книга моя и только моя, и в ней только мое мнение, чем я горжусь. Доморощенным редакторам я не доверяю. Цензор мне также не нужен. У тех и других узок строй их мысли и для такой широкой работы они не годны.

Занавес. Даже не знаешь, плакать тут или смеяться. Лучше всех – на сотни лет вперед! – на эту тему высказался Иван Андреевич Крылов в своей бессмертной «Балладе о краеведе»: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдет на лад. Да и примечено стократ, что кто за ремесло чужое браться любит, тот завсегда других упрямей и вздорней: он лучше дело все погубит, и рад скорей посмешищем стать света, чем у честных и знающих людей спросить иль выслушать совета».  

Я тут, грешным делом, подумал-подумал и издал представленную выше «рецензию» в виде небольшой книжки. Это ее обложка. Ниже – последняя страница обложки. А что? «Краеведам» можно, а фотографам нельзя? Спрашивайте в аптеках города!
Я тут, грешным делом, подумал-подумал и издал представленную выше «рецензию» в виде небольшой книжки. Это ее обложка. Ниже – последняя страница обложки. А что? «Краеведам» можно, а фотографам нельзя? Спрашивайте в аптеках города!

 

 

P.S. Ну не отпускает меня «книга». Вот что значит мощь писательского таланта! Конечно, я и раньше нутром чуял, что многие тексты тупо слизаны «краеведом» из Сети. Но под занавес решил-таки проверить, благо Интернет дает такую возможность: десятки сервисов предоставляют услугу по проверке оригинальности текстов. Взял наугад несколько кусков «авторского» текста… Вот, что получилось:

 

Сиреневым «маркером» отмечено спёрнутое, пардон, слизанное. Естественно, в «книге» нет ссылок ни на использованную литературу, ни на потерпевшие сайты: все тексты якобы созданы тяжким, непосильным трудом «краеведа» и являются плодом изнуряющей исследовательской работы последнего.

Мануальный терапевт, что вы хотите?: ловкость рук!

Сайт о проблемах культуры Приднестровья

 

 

 

 

 

Публикации

№ 59   Журавли

 

№ 58   Культур-хальтур,

            или халтура на                              законодательном уровне

 

№ 57   Послания

 

№ 56   Гора родила мышь

 

№ 55   Нас с тобою нае@али

 

№ 54   Академик и сказочные                долбо...бы

 

№ 53   Страна Канцелярия

 

№ 52   Поэт и голуби.

           Раскас типа эсэ

 

№ 51   Приднестровская

           киноиндустрия на марше

 

№ 50   У меня нет слов для                    этого заголовка

 

№ 49   Приднестровские СМИ

           жгут нипадецки

 

№ 48   Грандиозный успех

 

№ 47   Цирк на дротi

 

№ 46   Это какой-то п...ц,

            или реминисценция

            перманентных                             сублимаций

 

№ 45   Интервью с профессором            Ебанаускасом

 

№ 44   "...И нету других забот"

 

№ 43   Вырождение

 

№ 42 Монстры отечественного            фоторепортажа

 

№ 41 Дешевый пасквиль на мой          народ

 

№ 40 Детская фотография:                  возвращение?

 

№ 39 Декаданс в отечественной          фотографии

 

№ 38 Профанация как искусство

 

№ 37 Срамные танцы на костях

 

27-30   Владимир Кудрин -                   летописец и путеводитель           земли приднестровской

 

26   Про это...

 

25   За культуру обидно

 

24   Заметки на полях                        пригласительного билета

 

 23   Ликвидация мастерских художников: поцелуй культуры

 

22   Визитная карточка                      Приднестровья: где она?

 

21   Некролог хлебному

 

20   "Разбуженная                              перистальтика".                          Отрывок из романа

 

19   "Зиц-предатель", или                  зияющие вершины                      приднестровской                        журналистики

 

9-17   Главное - прокукарекать,

         а там хоть не рассветай

 

8   Культура без элиты

 

7   "Элита" вне культуры

 

6   Культура - досадное                    обременение

 

5   "Культурная отрасль":                наивные пожелания по                реанимации

 

4   Сайт "Культура                            Приднестровья": тухловатое        начало

3   Культура: полный песец

 

2   Библиотеки - пережиток              проклятого прошлого

 

Публикация Раз  

Модернизация приднестровской культуры. Дождались!